Правозащитники обнародовали открытое обращение к командующему ООС и премьер-министру Украины о нарушении прав человека при пересечении линии разграничения.

Текст обращения опубликован на сайте ОО "Донбасс СОС":

"22 июля 2020 года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 641, которым с 1 августа 2020 года отменяется необходимость установления приложения "Дій вдома" при пересечении КПВВ, а также прохождение обязательной самоизоляции лицам, выезжающим из временно оккупированных территорий через КПВВ.

Однако несмотря на нормы указанных актов, 31 июля на официальной Фейсбук-странице Операции объединенных сил (ООС) был "уточнен" порядок пропуска лиц и транспортных средств через линию разграничения. В этом сообщении говорится, что "граждане Украины (кроме тех, кто прибывает для участия в ВНО) будут пропущены только при условии согласия на прохождение самоизоляции, с использованием единого электронного сервиса "Дій вдома", или обсервации". Кроме сообщения на официальной странице ООС в социальной сети Фейсбук, других официальных сообщений по этому поводу не было. Согласно мониторинговым данным БФ "Право на защиту", с начала августа, выполняя данное распоряжение Командующего ООС, представители Государственной пограничной службы отказали в праве на въезд на подконтрольную правительству Украины территорию более 300 гражданам Украины.

При этом с 1 августа не требуется установление приложения "Дій вдома", а также прохождение обязательной самоизоляции лицам, выезжающим из временно оккупированной территории Крыма.

Ситуация, в которой Командующий ООС "уточняет" нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины таким образом, что они прекращают работать в отдельных частях, противоречит Конституции и законам Украины. В соответствии со статьей 117 Конституции Украины, Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению. Статьей 29 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней" определяются исключительные полномочия Кабинета Министров Украины в установлении и прекращении карантина, определении необходимых мер и их исполнителей, временные ограничения прав физических и юридических лиц и т. д. При этом, по своей сути самоизоляция и обсервация, как явления, относятся к правоотношениям в сфере защиты населения от инфекционных болезней и являются противоэпидемическими мероприятиями. В настоящее время этот вопрос регулируется вышеупомянутым Постановлением КМУ № 641, которым предусмотрено, что требование о прохождении самоизоляции при выезде из временно оккупированной территории может устанавливаться Кабинетом Министров Украины. Ни указанным Постановлением, ни другими актами Кабинета Министров Украины в настоящее время такого требования не установлено. Командующий ООС не наделен полномочиями на установление каких-либо ограничений прав физических и юридических лиц и возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с профилактическими или противоэпидемический мерами, поскольку их установление относится к исключительной компетенции Кабинета Министров Украины, и вопреки Закону, берет на себя полномочия Кабинета Министров Украины в установлении таких мероприятий.

Кроме этого, никаких публичных объяснений, обоснования решения командующего ООС не было предоставлено ни до, ни после принятого решения. Более того - даже само решение не было обнародовано. Информация о продлении действия ограничений для пересечения КПВВ с опозданием и в недостаточно эффективный способ была доведена до выезжающих из временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. В результате многие из них оказались неосведомленными и дезориентированными относительно того, нужно ли устанавливать приложение "Дій вдома". Несмотря на то, что текст приказа Командующего ООС не был опубликован для ознакомления, основания принятия такого решения, а также срок, на который действуют такие ограничения, остается неопределенным.

Исходя из приведенного мы, представители организаций, занимающихся вопросами защиты прав пострадавших от конфликта лиц, призываем:

  • обнародовать текст приказа Командующего ООС об уточнении порядка пропуска лиц и транспортных средств через линию разграничения, а также предоставить обоснование оснований такого решения, условия и сроки такого ограничения;
  • урегулировать порядок пересечения линии разграничения в Донецкой и Луганской областях, в условиях карантина, без применения дискриминационных норм в отношении граждан Украины, проживающих на временно оккупированных территориях".