STATUS QUO

Задачей "Мегабанка" является удовлетворенный клиент - предправления банка Алексей Яценко

О том, как и почему меняются отделения "Мегабанка", о сотрудничестве банка с международными финансовыми институтами и об инновациях в сфере мобильного банкинга - в интервью председателя правления "Мегабанка" Алексея Яценко.

- "Мегабанк" известен своими связями с международными финансовыми институтами. Каковы результаты этого сотрудничества?

- С 2007 года банк заключил 49 соглашений с 17 зарубежными партнерами по привлечению финансирования в виде капитала, субординированного долга, кредитов и депозитов на общую сумму 356 млн. долларов США. За счет этих средств банк выдал украинским предприятиям более 6 тысяч кредитов на общую сумму около 500 млн. долларов США. Большая часть этих средств была предоставлена предприятиям микро-, малого и среднего бизнеса аграрного сектора, а также направлена на финансирование проектов повышения энергоэффективности, развития экспортного потенциала клиентов банка и так далее. При этом достаточно много средств уже возвращено нашим партнёрам: это более 250 миллионов долларов.

- Что в этом направлении сделано в последнее время?

- Только за последние несколько месяцев "Мегабанк" заключил три соглашения с международными финансовыми институтами. В первой половине мая банк привлек от Triodos Investment Management (Нидерланды) финансирование в виде субординированного кредита на сумму 4 миллиона евро. Срок соглашения – 5,5 лет.

В середине мая "Мегабанк" привлек долгосрочное кредитное финансирование на 5 миллионов евро от фонда BlueOrchard Microfinance Fund, который находится под управлением швейцарского инвестиционного менеджера BlueOrchard Finance Ltd.

15 июля "Мегабанк" и Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC), агентство при Правительстве США, заключили соглашение о субординированном кредите на сумму 4,3 миллиона долларов США. Срок соглашения – 5,5 лет.

Важно отметить, что заключение соглашений субординированного долга в комплексе с увеличением акционерами уставного капитала «Мегабанка» позволило нам значительно увеличить капитал банка, тем самым повысив его надежность и выполнив все нормативы НБУ.

Кром того, мы ведем переговоры с потенциальными новыми партнерами и до конца третьего квартала ожидаем приезда как минимум двух партнеров для проведения Due Diligence. Фактически, это финальная стадия перед принятием решения о предоставления финансирования. Возможно, мы сможем заключить соглашения о сотрудничестве и получить средства до конца года.

- Вы были в составе делегации "Мегабанка" на ежегодном собрании и бизнес-форуме Европейского банка реконструкции и развития, которые прошли в этом году в Сараево. Какие ваши впечатления от этого мероприятия?

- И нынешнее, и потенциальное партнёрство, о котором я выше сказал, в том числе приезд двух партнеров на Due Diligence банка, – это результат переговоров, проведенных на форуме ЕБРР. Данное мероприятие – это одна из ключевых финансовых площадок в Европе, крупный форум, в рамках которого можно провести десятки встреч в формате живого общения.

Отмечу, что ряд потенциальных партнеров, которые раньше не рассматривали Украину как возможную площадку для сотрудничества, заявили о готовности приехать в страну и конкретно в «Мегабанк», чтобы оценить перспективы совместной работы.

Кроме того, в мае представители "Мегабанка" посетили микрофинансовую конференцию в Стамбуле, на которой собрались компании, занимающиеся микрокредитованием.  В сентябре мы планируем поездку в Белград на годовое собрание EFSE – еще одного давнего партнера "Мегабанка" и Украины. 

- В последнее "Мегабанк" кардинально перестроил несколько отделений. С чем это связано?

- Это видимая часть сервисной реформы, которая включает много составляющих. Самое ценное, что может быть у любого банка, – это клиент. Сегодня на банковском рынке наблюдается достаточно жесткая борьба за клиентов – физических лиц, и ее победителем все чаще становится не только тот банк, который предложит лучшие условия по продукту, но и тот, который предоставит услуги более качественно.

"Мегабанк" одним из первых включился в этот тренд. Мы не ставим цели заработать здесь и сейчас: стратегической задачей банка является удовлетворенный клиент. Именно поэтому была запущена сервисная реформа. Ее основная цель – организация работы по-новому. Прежде всего, речь идет о разделении потоков людей, приходящих в отделение: часть помещения теперь ориентирована на обслуживание клиентов, которые пришли получить комплекс банковских услуг, а часть помещения – на клиентов, желающих оплатить коммунальные услуги.

Как это сделано? Принципиально изменено зонирование отделения, обустроено 20 посадочных мест, в некоторых отделениях появились детские зоны, где ребенок может поиграть, полепить, порисовать. Зимой в отделениях тепло, летом – прохладно. Каковы наши цели? Сделать пребывание в отделении для клиента более комфортным и бесконфликтным, увеличить скорость обслуживания. Фактически – это инвестиции в репутацию.

Сервисная реформа – это не быстрый и не заканчивающийся процесс. Мы занимаемся ею год, уже есть определенные результаты. Очевидного эффекта планируем добиться через 2-3 года после старта.

- Что "Мегабанк" делает в сфере мобильного банкинга?

- В этом году "Мегабанк" запустил собственный карточный процессинг. С одной стороны, это облегчит и ускорит процесс запуска новых продуктов, а с другой, что еще более важно, позволит клиентам быстрее получать те продукты, в которых у них есть потребность.

Кроме того, в ближайшее время "Мегабанк" запустит новый уникальный сервис – todobank. Это не просто мобильное приложение: фактически, это электронный банк, который позволяет через смартфон осуществлять все виды платежей и операций с банком. Основное отличие нашего сервиса от сервисов, которые уже имеются на рынке, в следующем: чтобы стать клиентом todobank, необязательно заказывать карту "Мегабанка". Достаточно скачать мобильное приложение и начать использовать todobank с помощью виртуальной карты и виртуального электронного счета.

- Как это работает?

- Картой любого банка, не только "Мегабанка", вы можете пополнить свою электронную карту в todobank. У нее есть сгенерированный номер счета. Фактически, это обычная карта, но ее нет физически. Тем не менее, пополнив этот электронный кошелек картой любого банка, клиент может оплачивать что угодно. Другие банки просят клиентов получить физическую карту, чтобы пользоваться мобильным приложением, а у нас приложением можно пользоваться, просто скачав его и проводя платежи даже другой картой.

- А физическая карта предполагается?

- Да, конечно. Клиент может заказать привычный реальный "пластик", причем делается это онлайн. Получив реальную карту, клиент имеет возможность пользоваться обычной физической картой и получать кэшбек на все расходы с карты todobank. С одной стороны, размер кэшбека небольшой – 1%, но с другой, он честный, поскольку начисляется за абсолютно все транзакции, проведенные картой todobank. Мы не говорим «кэшбек до 30%», спрятав за этим возврат средств за какой-то очень ограниченный перечень покупок. Мы предельно честны: рассчитались вы на АЗС, в супермаркете или интернет-магазине – 1% вам гарантирован.

- Приложение можно скачать?

- Первый релиз todobank уже доступен для скачивания в AppStore. Для Android приложение тоже готово, и сейчас проходит процесс согласования его размещения с Google. В PlayMarket оно появится в самое ближайшее время.

- Каков функционал этого приложения на сегодня?

- Уже сейчас через todobank можно оплатить услуги, совершать денежные переводы между частными лицами, рассчитываться в интернете, управлять карточными лимитами и, безусловно, оплачивать коммуналку без комиссии с возможностью увидеть свою задолженность.

Но конечно, приложение будет дорабатываться постоянно. В следующих обновлениях будут все современные сервисы, востребованные у клиентов-физлиц – возможность проведения валютообменных операций, переведения денег через международные платежные системы, создание шаблонов платежей, отражение статистики по карточным операциям и многое другое.

- Как вы в целом оцениваете украинский финансовый рынок?

- Сейчас мы наблюдаем оживление спроса на банковские услуги. Прежде всего, речь о такой классической услуге, как депозиты. Доверие населения к банкам постепенно растет. Во многом это стало возможным  благодаря действиям Нацбанка, который за счет требований к деятельности и капиталу банков, с одной стороны, существенно оздоровил рынок, а с другой –  значительно повысил надежность банковской системы Украины, что поспособствовало восстановлению доверия к банкам со стороны населения.

Вновь появляется интерес к кредитованию, в том числе такому, которое давно не было популярным, – авто и недвижимости. Постепенно снижается учетная ставка Нацбанка, а значит, будет снижаться и ставка по кредитованию. Это благотворно повлияет на доступность кредитных ресурсов не только для населения, но и для бизнеса.