Ходовые характеристики имеют важное значение для любого водного транспорта. Для лодок и катеров зачастую используются три режима хода: переходный, водоизмещающий и глиссирование. Каждый из них по-своему важен при управлении плавсредством, но именно последнему стоит уделить особое внимание. Прежде чем остановить свой выбор на том или ином судне, необходимо познакомиться с таким режимом движения как глиссирование https://aquamania.ua/stati-lodki/chto-takoe-glissirovanie. Он очень интересен и открывает новые возможности для владельцев катеров. В чем особенность этой техники управления и как выбрать катер, который подойдет для неё? Все ответы ждут вас в этом материале.
Что такое глиссирование?
Глиссирование – это скольжение по водной глади и особый режим перемещения на катере. Чтобы понять, что он собой представляет, достаточно представить камешек, который мы запускаем по воде. Некоторое время, он буквально скользит и невесомо парит, едва касаясь поверхности водоема. Аналогичное происходит и с лодкой во время выполнения глиссирования. К слову, подобной техникой руководствуются серферы, во время покорения огромных волн на доске.
При этом режиме, лодка держится на воде благодаря гидродинамической силе. Во время выполнения подобного маневра, днище лодки при контакте с водоемом разделяет его на 2 потока: первый направляется к корме, тогда как второй создает впечатляющие брызги впереди.
В месте удара формируется гидродинамическое давление, которое является пропорциональным к скорости судна и плотности воды. Оно будет достигать пиковых значений в месте стыкования и постепенно снижаться по кормовому краю. Естественно, что уже на корме показатели давления приравниваются к атмосферным. Всё это приводит к изменению скорости обтекающего потока.
Плюсы глиссирования при управлении лодкой сводятся к экономическим аспектам. Всё потому, что при правильном выполнении такой техники, лодка не погружается большей частью корпуса в водоём. Это позволяет, прежде всего, снизить расход топлива. Кроме того, вы сможете быстрее преодолевать привычные расстояния за счет увеличения скорости.
Отрицательные стороны режима глиссирования
Несмотря на практичность и удобство этой техники управления судном, она всё же имеет свои минусы. К недостаткам глиссирования можно отнести:
- Плоское дно. Как мы обозначали выше, именно такая форма днища необходима для правильного выполнения такой техники. Однако, именно плоское дно довольно восприимчиво к нагрузке со стороны волн. Последние могут нанести урон корпусу катера. Кроме того, ударная нагрузка воды может приносить дискомфорт тем, кто находится в лодке.
- Актуальность для определенных водоемов. Катера с плоским дном – не самые лучшее плавсредства для средних и больших рек, озер. На них лучше плавать в закрытом водоеме, так как там практически нет волн. Для крупных и просторных акваторий лучше использовать лодку, днище которой имеет переменную килеватость. Носовая часть V-образной формы обеспечит мягкое прохождение волн.
По факту, эти минусы можно уверенно нивелировать с помощью подбора правильного плавсредства. Однако, нужно понимать, что абсолютно универсальную лодку найти трудно. Поэтому ориентируйтесь на особенности водоемов, где вы бываете чаще всего.
Какие требования выдвигаются к катеру для выполнения глиссирования
Безусловно, все плавсредства отличаются между собой по весу, форме и другим особенностям конструкции. Если же говорить о глиссировании, то идеальными будут небольшие по размеру катера. Тяжелое судно не сможет развить необходимую скорость для этого режима. С этой задачей справятся моторные лодки, гидроциклы, катера спасателей и остальные плавсредства, у которых небольшое водоизмещение.
Что влияет на способность лодки глиссировать:
- Материал, из которого изготовлен корпус.
- Форма днища судна и ширина смоченного участка.
- Масса судна. Причем учитывать нужно количество людей, наполненность бака горючим, вес груза и т.д.
- Показатели мощности двигателя и его тип. В среднем, каждый кВт – это около 20-30 кг катера.
- Разновидность гребного винта.
- Данные о длине, ширине и высоте судна.
Также нужно подчеркнуть следующий важный момент: слишком выпуклое дно будет плохо распределять давление воды. Это, в свою очередь, может привести к снижению подъемной силы и скорости. Вывод из этого напрашивается один: дно лодки у кормы должно иметь плоскую форму, иначе освоить глиссирование не получиться.
Вывод из этого один: хотите красиво и эффектно глиссировать по водной глади, выбирайте хорошее и подходящее плавсредство. Тогда вы сможете полностью освоить эту технику управления судном, быстро преодолевать расстояния и «гулять» природными красотами с ветерком и впечатляющими брызгами.