Отгремели канонады откупориваемых бутылок шампанского в штабах участников второго тура президентских выборов, равно как и причитания неудачников в адрес судьбы-злодейки. Наступает время работы над ошибками, которая может оказаться небесполезной с прицелом на грядущие парламентские выборы.
Для начала - несколько слов о том, почему прошли те, кто прошел.
Владимир Зеленский
О том, что Зеленский стал аккумулятором большей части протестных настроений, не рассказывал только ленивый. И при всем разнообразии возможных вариантов остановимся на этом.
Зеленский - не настолько яркий политик, чтобы собрать вокруг себя 5,7 миллиона человек, готовых голосовать именно за него. А следовательно, его рейтинг – это скорее показатель недовольства избирателя происходящим в стране в последние пять лет. Возможно – даже разочарования, так как наверняка многие из тех, кто отдал голос за Владимира Зеленского, в 2014-м голосовали за Петра Порошенко (например, если в 2019 году в Харьковской области Порошенко набрал более 8%, то в 2014-м у него было более 35%).
Электорат Зеленского – это люди, которые по большей части не способны выходить на майданы. Но каждый из этих почти шести миллионов человек избрал иную, регламентированную законодательством форму протеста – голосование.
Петр Порошенко
Безусловно, следует отметить попытки проведения максимальной мобилизации электората с помощью всех доступных информационных механизмов. Очевидно, что ближайшие соперники оказались не готовы проявить аналогичное усердие, в то время как действующий президент выжал из электората все, что было в его силах.
Теперь перейдем к ошибкам неудачников первого тура.
Юлия Тимошенко
Для Тимошенко выборы 2019 года были, пожалуй, последним шансом занять президентские кресло, к которому она стремилась в течение последнего десятилетия. И стоит сказать, что амбиции были не столь безосновательны, как это показали итоговые цифры ЦИК.
Дело в том, что не заявись на выборы Зеленский или любой его аналог, выход во второй тур Тимошенко или Бойко стал бы более чем реальным. А победа Юрия Бойко – политика с ярлыком «агента Кремля» - в современных условиях невозможна по определению.
В качестве если не основной, то достаточно явной ошибки Юлии Тимошенко следует отметить ее уход с дебатов, который многие из акул пера назвали бегством, как бы не заметив того факта, что ни Зеленский, ни Порошенко на дебаты не явились вообще. Даже заготовленная, очевидно, заранее и достаточно бородатая шутка «Пришла на дебаты, а дебаты некого» - не сработала. Вероятно, стоило остаться и провести встречу таким образом, чтобы отсутствующие оппоненты выглядели пустым местом. Хотя далеко не факт, что это помогло бы добрать недостающие до второго места 3%.
Возможно, кампания Юлии Тимошенко была недостаточно агрессивной и напористой для того, чтобы избиратель поверил в ее окончательную победу.
Юрий Бойко
Юрий Бойко в своем не выходе во второй тур винит бывшего соратника по политической борьбе Александра Вилкула: якобы тот отобрал у него более 4%. Но то, что на электоральном поле Бойко появился еще один кандидат, очевидно, указывает на невысокий уровень их договороспособности. В политической истории мира есть масса примеров, когда договаривались и более непримиримые соперники.
Анатолий Гриценко
Опыт участия в самых разнообразных выборах Анатолия Гриценко можно использовать в качестве иллюстрации к поговорке «Разбег на червонец, удар на копейку». Да, 6% - это не копейка, и их можно неплохо «монетизировать» в некие политические дивиденды. Но судя по выражению лица «настоящего полковника», он был на полном серьезе нацелен на то, чтобы подержаться за президентскую булаву.
Отсюда в качестве главной ошибки стоит отметить неспособность, как говаривал в свое время почтенный Ипполит Матвеевич, «сразить широтой размаха». Избиратель не верит в главнокомандующего Гриценко.
Игорь Смешко
Бывший руководитель спецслужб - единственный из первой десятки, на чьи ошибки трудно указывать, так как при отсутствии сколь-нибудь заметной избирательной кампании он набрал голосов значительно больше, чем ожидали. Возможно, его ошибки еще впереди, когда появится необходимость реализации своей небольшой части «золотой фишки».
Олег Ляшко
Несмотря на относительный успех на выборах 2014-го – как-никак, а третье место давало шансы стать обладателем «золотой акции», - Ляшко так и не сумел выйти за рамки образа украинского Жириновского. Даже определенные симпатии со стороны женской части избирателей (что для политика-мужчины крайне важно, так как не стоит забывать, что избирателей женщин – больше) не помогли Ляшко убедить широкие народные массы в серьезности своих намерений. Впрочем, возможно, он и не ставит перед собой таких задач, вполне удовлетворившись проходными 5-ю процентами на парламентских выборах.
Александр Вилкул
Вилкул – см. Бойко. Добавить можно лишь то, что попытки создать из обломков Партии регионов хоть что-нибудь вменяемое, способное обратно собрать дезориентированный и отчасти деморализованный электорат условного Юго-Востока, - не удались. В течение пяти дет исканий и сомнений было выкристаллизировано решение расходиться по одному лесом, а в случае чего представляться геологами.
Руслан Кошулинский
Полтора процента - это скорее не его собственное поражение, а неуспех всего националистического политического крыла, которому в течение пять лет после провала на парламентских выборах в 2014 году так и не удалось собрать свой распотрошенный по иным политсилам электорат в кучу. Очевидно, для этой задачи требовался некий более харизматичный и самоуверенный лидер.